муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

 "Гимназия №13 имени Э.А. Быкова"

630112 г. Новосибирск, Центральный округ, ул. Достоевского, 77  

 

Беседа 2

 

 

Поговорим о проведении ежедневной артикуляционной гимнастики. Рассмотрим упражнения, которые вы, уважаемые родители, можете выполнять со своими детьми для развития основных движений органов артикуляционного аппарата вашего ребёнка.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1.                     Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.

2.                     Показывает его выполнение.

3.                     Упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4.                     Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно помочь ему (ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5.                     Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать её вареньем, шоколадом или чем-то ещё, что любит Ваш ребёнок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

 

Рекомендации по проведению упражнений

артикуляционной гимнастики

1.     Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2.     Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз.

3.     Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

4.     Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

5.     При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

6.     Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приёмы.

7.     Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

8.     Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка, лицом к нему.

9.     Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для губ

1.     "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2.     "Трубочка" - Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

3.     "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

4.     "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

5.     "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ.

6.     "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1.     Покусывание и почёсывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.     «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.     «Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.     «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5.     Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку, а двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6.     Щёки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя».

7.     «Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперёд как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

8.     «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

9.     Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые

1.                 Сильно надувать щёки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

2.                 Удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат).

3.                 Удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается её выдернуть.

Упражнения для губ и щёк

1.     Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.     «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щёки поочередно.

3.     «Голодный хомячок». Втянуть щёки.

4.     Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1.     «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2.     «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3.     «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4.     «Иголочка» («Стрелочка», «Жало»). Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперед.

5.     «Горка» («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6.     «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7.     «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

1.     «Часики» («Маятник»). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт взрослого к уголкам рта.

2.     «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

3.     «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4.     «Футбол» («Спрячь конфетку»). Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

5.     «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6.     «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

7.     «Лошадка».Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8.     «Гармошка».Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9.     «Маляр».Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

11. «Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1.     «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2.     «Акулы». На счёт «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счёт «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперёд, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3.     Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4.     «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5.     «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твёрдой атаке, сложнее – с шёпотным произнесением этих звуков.

6.     «Силач». Рот открыт. Представить, что на подбородке висит груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7.     Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8.     Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребёнка).

9.     Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребёнка.

10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить – «па-па-па».

11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произносить гласные звуки:

o    ааааааааааааа

o    яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

o    ооооооооооооо

o    ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

o    иииииииииииии (рот слегка открыт).

12. Произнести гласные звуки с голосом:

o    аaaaaaaaaaaaa

o    яяяяяяяяяяяяяя

o    ооооооооооооо

o    ёёёёёёёёёёёёё

o    иииииииииииии

13. Слитно и протяжно произнести несколько гласных звуков на одном выдохе:

o    аааааэээээ

o    аааааеееее

o    аааааиииии

o    иииииааааа

o    ооооояяяяя

o    аааааииииииооооо

o    иииииээээээааааа

o    аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта у ребёнка было достаточно полным.

14. Произносить пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

o    Мал, да удал.

o    Два сапога - пара.

o    Нашла коса на камень.

o    Знай край, да не падай.

o    Каков рыбак, такова и рыбка.

o    Под лежачий камень вода не течёт.

o    У ужа ужата, у ежа ежата.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть у ребёнка опускалась свободно вниз, гласные звуки нужно сначала произносить немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

1.     Позёвывать с открытым и закрытым ртом.

2.     Позёвывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

3.     Произвольно покашливать.

4.     Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

5.     Покашливать с высунутым языком.

6.     Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжёлой жидкостью (киселём, соком с мякотью, кефиром).

7.     Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков). Глотать капли воды, сока.

8.     Надувать щёки с зажатым носом.

9.     Медленно произносить звуки к, г, т, д.

10. Подражать

o    стону,

o    мычанию,

o    свисту.

11. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребёнка.

o    Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребёнка.

o    Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

12. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребёнка вне рта.

13. Произносить гласные звуки "а", "э", "и", "о", "у" на твёрдой атаке.

14. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, "и-а". Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

15. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Если у ребёнка нарушено произношение звуков, то необходимо выполнять только те упражнения, которые способствуют выработке правильного артикуляционного уклада для того или иного звука.

 

 

 
 
 
Дата последнего обновления страницы 28.10.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения